В современном мире сотрудники требуют большей гибкости, независимости и возможности выбирать время и место работы. Узнайте, как организация функционально ориентированного офиса может помочь сотрудникам и работодателям. Традиционная рабочая модель, в которой у каждого есть отдельный стол, постепенно уходит в прошлое. На замену приходят рабочие места с разнообразными типами пространств, от зон отдыха, напоминающих жилые комнаты в домах, до зон для совместной работы с поверхностями для записей идей во время мозгового штурма и телефонных будок для личных звонков. Добро пожаловать в функционально ориентированный офис!
Функционально ориентированный офис
определение: Концепция функционально ориентированного офиса позволяет сотрудникам выбирать рабочую среду в зависимости от того, чем они занимаются, и сочетать работу с вдохновляющей обстановкой на продуктивную работу в течение дня. Идея в том, что сотрудники работают более эффективно, если рабочие места соответствуют выполняемым задачам. Задумайтесь об этом — многое в сегодняшнем мире предоставляется по индивидуальному запросу, от сериалов и еды до музыки и путешествий. Так почему бы не предоставлять и индивидуально спланированные рабочие места? В мире работы будущего рабочие места следует рассматривать как одушевленные организмы, которые подстраиваются под нужды сотрудников.
Четыре определяющих принципа функционально ориентированного офиса —- это не установка на рабочем месте диванов и телефонных будок, это присутствие четырех элементов: дизайн, процесса восприятия, стимулирование схем поведения и итеративное обучение.
Дизайн.
Пространство разрабатывается с использованием различных типов пространств под одной крышей.
Требуется пространство для кропотливой работы? Для этого есть стол в кабинете, где сотрудники могут уединиться в тишине и сконцентрироваться на работе. Нужно провести встречу с клиентом в большой переговорной комнате? Ее можно зарезервировать для своей группы. Планируете провести рабочее совещание за обедом? Соберите команду в кабинете, оформленном в стиле ресторана. Как насчет быстрого телефонного звонка коллеге? Его можно сделать из телефонной будки. Что бы ни потребовалось, вас ожидает готовое пространство подходящего типа.
Процесс восприятия.
Пространство предоставляет сотрудникам явные и скрытые указания о том, как следует их использовать. Если для выполнения текущего задания сотрудникам требуется пространство с более или менее активной обстановкой, то они должны уметь легко определять пространства, подходящие для них в данный момент. Примером пространства с более активной обстановкой может являться кухонная зона. Входя в эту зону, сотрудник сразу чувствует запах свежезаваренного кофе, слышит музыку из колонок и ощущает энергетику других находящихся там коллег. Эти элементы привлекают людей в атмосферу гостеприимства, в которой хочется налить чашечку кофе и пообщаться. На противоположном полюсе энергетического спектра находится кабинет в головном офисе, входя в который попадаете в пространство тишины, позволяющее сосредоточиться на создании следующей презентации или дизайнерского проекта. Таким образом различные элементы среды создают уникальные указания, которые в дополнение к физическому виду помещения, помогают определить способ использования пространства.
Стимулирование схем поведения.
Пространство функционирует наилучшим образом, когда люди понимают, чего от этого места ожидать — соблюдать тишину в кабинете, совершать звонки из телефонной будки, забирать с собой личные вещи, чтобы пространством пользовались другие.
Никакими объемами бесплатного кофе не заманишь сотрудников на совещание в кухне, если руководители неодобрительно указывют на то, что они покинули рабочие места за столами.
Итеративное обучение.
Сотрудники с гораздо большим воодушевлением перейдут к новому стилю работы, когда увидят, что руководители компании стремятся внести в свой образ мышления перемены, связанные с дизайном, моделями поведения и заложенными функциями постоянно развивающейся концепции рабочего пространства.
История становления концепции функционально ориентированного офиса
Концепция функционально ориентированного офиса прекрасно вписывается в нашу культуру, в которой привыкли получать все по индивидуальному запросу, но на самом деле эта идея не нова. История началась с Роберта Лучетти, американского архитектора, который еще в 1983 году разрабатывал идеи создания специальных «декораций» для различных видов офисной деятельности, в том числе набора текста и проведения совещаний. В то время концепция не нашла признания в Америке, за то в Австралии, Дании, Нидерландах и Швеции, восприняли с большим воодушевлением.
Термин «функционально ориентированное рабочее пространство» впервые появился в книге Искусство работать (The Art of Working) голландского консультанта Эрика Фельдхоэна (Veldhoen + Co.), который также является автором книги «Упадок офисного пространства» (The Demise of the Office). В 1990-х годах компания Veldhoen + Co. стала партнером Interpolis, одной из крупнейших страховых компаний в Нидерландах, с целью внедрения функционально ориентированного подхода во офисах компании. Осознав гибкость и свободу, которую получают сотрудники, руководство компании Interpolis загорелось этой идеей. Они избавились от столов и призвали менеджеров предоставлять сотрудникам полную независимость в выборе времени, места и продолжительности работы.
Гибкость нового рабочего пространства Interpolis изменила культуру компании. Сотрудникам больше не приходилось отмечать прибытие и уход из офиса и не нужно было весь день сидеть или стоять на одном месте. Девизом компании стало заявление: «главное, выполнить поставленные задачи».
Наиболее эффективные в современном мире стили управления основаны на доверии и независимости, а не на командовании и контроле. Мы можем увидеть, как физическое пространство укрепляет эти принципы или противоречить им — если сотрудникам изо дня в день приходится сидеть или стоять в одном и том же месте, то они задаются вопросом: «А работодатель ценит меня за реальные заслуги или же за то, что я просто нахожусь в офисе?»
Такой подход к работе отличается от традиционного — пространства, разбитого на отдельные кабинки, или с открытой планировкой, но в любом случае мы имеем дело с «негибкостью». Традиционная планировка офиса стала бессмысленной — Сотрудники эффективно работают, когда компании позволяют работать когда, где и как будет удобно самим сотрудникам.
Согласно исследованию CBRE Americas Occupier Survey 2018, 45% в руководителей в сфере недвижимости прогнозируют переход к функционально ориентированным пространствам, созданным для повышения эффективности сотрудников и более гибкого дизайна в будущем.
Переход от традиционных пространств к функциональным требует другого образа мышления, для этого компаниям приходётся пройти через культурную революцию. Самая большая сложность заставить людей изменить образ мышления, сложившийся за годы работы в традиционных пространствах.
Чтобы вовлечь всех в новый стиль работы или совершить переход к форме гибкого рабочего пространства, необходимо сочетать обучения, инвестиции в ИТ и работу с отзывами сотрудников. Для анализа подходов сотрудников к рабочему процессу, определения необходимых, и отсутствующих инструментов используется система проводящихся перед запуском проекта опросов, что позволяет постоянно прислушиваться к мнению людей и вносить изменения в предложения.
Сила совместного изменения образа мышления и пространственного дизайна
Успешное внедрение рабочего пространства будущего всецело зависит от симбиоза, в котором люди и пространство будут приспосабливаться и развиваться вместе. Секрет кроется в том, чтобы вместо статичного и неизменного образа пространства научиться видеть его гибким, подвижным и легко приспосабливаемым. Подобный образ мышления отражает будущее сферы недвижимости. Переход на гибкую модель, разрывает шаблоны традиционного мышления. Я рассматриваю недвижимость как ликвидный, а не статичный актив.
В прошлом, когда доминировали традиционные модели работы с недвижимостью, акцент часто смещался на внешние аспекты дизайна, строительство и логистику нового рабочего пространства. Когда компания подписывала договор и въезжала в помещение, то вносить изменения было не так просто, это касается как срока аренды, так и дизайна самого помещения. Понимание дизайна и функциональности пространства приходило к сотрудникам только после того, как полностью осваивались на новом месте. В рамках традиционной модели могло пройти 10 или даже 20 лет до того, как становилось возможным внесение изменений в дизайн без нарушения работы предприятия.
Способность понять и воспользоваться преимуществами как на уровне недвижимости, так и на уровне создания впечатлений, раскрывает потенциал для реструктуризации самых фундаментальных подходов компаний к организации рабочих пространств. Другими словами, мы все ближе и ближе подходим к эпохе рабочих пространств, ориентированных на человека, внедрение которых также положительно влияет на эффективность компании. Работа будущего гибкая и ориентированная на человека, открывает сотрудникам и работодателям возможности по улучшению производительности на рабочем месте и демонстрирует гибкость и адаптивность, поэтому рабочему месту необходимо идти в ногу с современными тенденциями.
Подпишитесь на Новости
Получите первым статьи об архитектуре и дизайне
Без Спама, я и сам его не люблю ))